Сретение господне. народные приметы и традиции
Сретенские морозы зачастую еще давали деревенскому люду знать о том, что зима не хочет сдаваться весне.
Но недаром слывет Сретение (15 февраля (2 февраля по ст. ст.) за последнюю встречу зимы с весной – в их вековечной неравной борьбе.
В этот день, по народной примете, зима дает отчаянный бой выезжающей на солнечную стезю молодой весне: после Сретения бежит старая наутек, торопится – чует она, лиходейка, что теперь не на ее заваленную оседающими сугробами улицу праздник идет!
Старинная народная песня на сретение
Пришел месяц-бокогрей,
Землю-матушку не грел -
Бок корове обогрел,
И корове, и коню, и седому старику
Морозу Морозычу…
Ты, Морозко, не серчай,
Из деревни убегай -
Что за тридевять земель,
Да за тридесять морей!
Там твое хозяйство
Ждет тебя – заброшено,
Белым снегом запорошено,
За ледяными печатями,
За семью железными замками
Да за семью засовами!
Поется в старинной народной песне, распеваемой деревенской детворой в первые февральские дни.
Обычаи
С кануном праздника Сретения Господня связано было в памяти русского простолюдина поверье, идущее из глубины веков.
В этот день в старину совершалось в деревнях «заклинание мышей», которые к этому времени, истощив свои скудные запасы, подбирались под скирды и начинали беспощадно пользоваться чужим добром – кормиться за крестьянский счет.
Заклинание трусливых, но опасных исконных врагов пахаря-хлебороба сопровождалось особой обрядностью.
Призывался сведущий старик-знахарь, сначала его угощали честь честью, а затем приступали к ограждению скирд и стогов от мышей. Знахарь вынимал из середины заклинаемого по снопу (или по клоку, если речь шла о сене) со всех четырех сторон, «с четырех ветров», бережно складывал все это в кучу, с особыми нашептываниями, и нес в избу к пригласившему его хозяину.
Здесь принесенное помещалось в чисто выметенную, жарко натопленную перед тем печь и разжигалось накаленной докрасна кочергой.
Оставшаяся после сожжения снопов или клочков сена зола тщательно выгребалась и относилась на гумно, где и высыпалась в те места, откуда были вынесены снопы.
Хозяин с хозяйкой сопровождали знахаря на гумно с хлебом-солью и новым холщовым полотенцем, которые и поступали после выполнения обряда в собственность совершавшего его.
А знахарь, высыпав золу в надлежащие места, причитал: «Как железо в воде не тонет, так и вам, гадам, сгинуть в преисподнюю, в смолу кипучую, в ад кромешный.
Не жить вам на белом свете, не видать вам травы муравой, не таскать вам золотого ячменя, не грызть вам полнотелой ржи, не точить вам пахучего сена. Заклинаю вас, мышей, моим крепким словом на веки веков. Слово мое ничем не порушится!»
Вслед за произнесением приведенного заклинания, имевшего, по словам суеверных стариков, устрашающую и даже губительную для мышей силу, знахаря снова угощали в хате чем Бог послал и затем прощались с ним, прося не обессудить «на угощеньи и на отдареньи».
В Сретение, на склоне дня, незадолго до сумерек деревенская детвора, с отзывчивым любопытством прислушивавшаяся к поверьям старых людей и к связанным с ними обычаям, собиралась где-нибудь на пригорке, за околицей, и начинала заклинать солнышко, чтобы оно выглянуло «из-за гор-горы» и этим показало, что зима действительно встретилась с весной:
Солнышко-вёдрышко,
Выгляни, красное,
Из-за гор-горы!
Выгляни, солнышко,
До вешней поры!
Видело ль ты, вёдрышко,
Красную весну?
Встретило ли, красное,
Ты свою сестру?
Старую ягу,
Бабули ягу -
Ведьму-зиму?
Как она, лютая,
От весны ушла,
От красной бегла,
В мешке стужу несла,
Холод на землю трясла,
Сама оступилась,
Под гору покатилась,
Встретила весну -
Солнцеву сестру…
Если заклинаемое «солнышко-вёдрышко» и в самом деле выглянет перед закатом «из-за гор-горы», то веселая гурьба ребят приносила в деревню весть об этом, равнозначную примете, что прошли последние морозы.
Если же «красное» не обрадует заклинавшей его детворы – это предвещало сильные «власьевские» (11 февраля по ст. ст.) морозы.
Источник:Электронная книга “Русский праздник. Традиции и обычаи“.
к статье: Таблетки для похудения - обзор эффективных и безопасных
к статье: L карнитин: принцип действия, показания и противопоказания
к статье: Гадание на себя со свечой